felix_mencat: (Default)
[personal profile] felix_mencat
Hurston-Zora-Neale-LOC.jpgАмериканская писательница. Известная как один из светочей
ГАРЛЕМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, расцвет афро-американской литературы и искусства в 1920–1930-е, отразивший рост негритянского национализма и расового самосознания.
 
В годы Первой мировой войны тысячи негров покинули сельскохозяйственные районы Юга в поисках работы на северных оборонных предприятиях. Это «Великое переселение» породило расовые конфликты из-за жилья и трудоустройства, что, в свою очередь, привело к росту экстремистских настроений в области гражданских прав, следствием чего стали активные действия со стороны Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения и других правозащитных организаций. Реакция белых на такое развитие событий была неоднозначной.
 
На 1920-е приходится оживление на Севере ку-клукс-клана. В то же время беспрецедентный интерес белых к расовым вопросам обеспечил значительную аудиторию негритянским авторам, которые селились в нью-йоркском районе Гарлеме. Новый, нетронутый источник художественного материала, притягательный в глазах художников и интеллектуалов, Гарлем был недавно застроенный, модный жилой район, привлекавший также представителей негритянского среднего класса, которые и составили основу здешней литературно-артистической среды.
 
Понятие «возрождение» по отношению к описываемому периоду не вполне правомерно: по количественным показателям это было скорее рождение, поскольку никогда прежде такое число афро-американцев не производило на свет такого количества литературного, художественного и научного материала в определенный период времени. Гарлемское возрождение являло собой ускоренное развитие культуры, у истоков которого стояли поэт П.Л.Данбар, романист и автор рассказов Ч.У.Чеснатта, поэт и прозаик Д.У.Джонсон, историк и социолог У.Э.Б.Дюбуа. Джонсон и Дюбуа внесли и непосредственный вклад в «возрождение». Всплеск 1920-х годов стал началом активной деятельности социолога Ф.Фрейзера, критика и прозаика А.Бонтемпса, драматурга и поэта Л.Хьюза. Достигли успеха дотоле менее известные деятели науки и культуры К.Маккей, К.Каллен, Д.Тумер, Р.Фишер, Э.Уолронд, У.Термен, Ч.С.Джонсон, У.Уайт, Г.О.Тернер, Р.Н.Детт, Г.Т.Берли. Немалый вклад в Гарлемское возрождение внесли музыканты Д.Эллингтон и Л.Армстронг, певица Марион Андерсон, певец и актер П.Робсон.
 
В целом не являясь экстремистами, участники «возрождения» имели обостренное чувство расового самосознания, гордились своим наследием и принадлежностью к «черным». Большинство из них в той или иной форме критиковали расовое угнетение. Их называли «новыми неграми», что было отчасти данью их достижениям и отражало их расовое самосознание, но также указывало на то, что они сменили расхожий образ комичного, жалкого негра с плантации (во многом созданный белыми) на образ гордого, занятого, независимого чернокожего жителя северного города.
 
«Новые негры» обычно были сторонниками расовой интеграции, воспринимая свой личный успех как прорыв в межрасовых отношениях. За относительно короткий период появились значительные работы: сборник стихов Маккея Тени Гарлема (1922) и романы Домой в Гарлем (1928) и Банджо (1929), сборники стихов Каллена Цвет (1925), Медное солнце (1927) и Черный Христос (1929), стихи Хьюза Усталые блюзы (1926) и Лучшие вещи в закладе (1927) и роман Смех сквозь слезы (1930), антология рассказов Уолронда Смерть в тропиках (1926), семь стихов Джексона в сборнике Божьи тромбоны (1927), рассказы Фишера в сборнике Стены Иерихона и многое другое. Одним из наиболее значительных произведений была работа Тростник (1923) Тумера, сборник стихов и рассказов, объединенных настроением, тематикой, местным колоритом Джорджии. В 1925 профессор философии университета Хауарда А.Лок выпустил антологию Новый негр, наиболее полно представляющую литературу Гарлемского возрождения.
 
Один из сильнейших факторов, обусловивших Гарлемское возрождение, одновременно определил и его слабость. Поскольку их популярность зависела от белых издателей и читателей, чернокожие авторы не были вполне свободны в плане исследования механизмов расовой несправедливости и не могли предложить решения, неприемлемые для белых. Более того, когда в 1930-е гг. разразилась Великая депрессия, белые, составлявшие большинство потребителей произведений Гарлемского возрождения, сосредоточились на экономике и политике, забыв о страданиях чернокожих американцев. Американское искусство и литература увлеклись другими темами, и хотя негритянские авторы продолжали издаваться, они утратили популярность. Неудивительно, что Р.Райт, наиболее значительный негритянский автор 1930-х гг., не сохранил и доли оптимизма, одушевлявшего Гарлемское возрождение. В своих книгах Дети дяди Тома (1938) и Сын Америки он свидетельствовал, что художественные и интеллектуальные усилия 1920-х гг. не изменили жизни негритянских масс. Тем не менее Гарлемское возрождение было значительной вехой в афро-американской культуре и послужило основой для последующих достижений.
     
Из энциклопедии "Кругосвет"
, Зора Нил Херстон родилась в маленьком городке Итонвиль, штат Флорида. В 1925 она впервые приехала в Нью-Йорк вместе с труппой гастролирующих актеров с полутора долларами в кармане, мешком рукописей и перлами южного остроумия на кончике языка. Удивительно одаренный рассказчик, зачаровывавший своих слушателей, Херстон поступила в Барнардский колледж, где она училась вместе с антропологом Францем Боазом и постигла проблему этнической принадлежности с научной точки зрения. Боаз уговорил Херстон заняться сбором фольклора среди жителей ее родной Флориды, что она и сделала. Знаменитый фольклорист Алан Ломаке назвал ее произведение «Мулы и мужчины» (1935) «самой увлекательной, искренней и умело написанной книгой в области фольклора».
 
Херстон также провела некоторое время на Гаити, изучая местный шаманизм и собирая карибский фольклор, который затем издала в антологии «Скажи это моей лошади» (1938). Ее естественный разговорный английский делает ее продолжательницей великой традиции Марка Твена. Проза Херстон сверкает ярким языком и комичными или трагичными историями устной афро-американской традиции.
 
Из-под пера Херстон вышло несколько удивительных романов. В ее главном произведении под названием «Они видели бога» (1937) дается трогательно свежее описание того, как красивая женщина-мулатка обретает зрелость и счастье в трех замужествах. Роман насыщен незабываемыми картинами жизни афро-американцев, обрабатывающих землю на сельском Юге. Однако, она получила большой нагоняй от собратьев по перу за то, что не обращалась к белой культуре с гневными отповедями, не обличала социальное зло, а неторопливо копалась в своих женских негритянских проблемах в поисках идентитета, изображая негритянскую жизнь с расслабленной южной ленцой, добродушием и весельем, да-да, весельем, а не горечью, за что и разгромили ее гарлемские мужчины. Самый влиятельный писатель Гарлемского Возрождения Ричард Райт заявил, что в ее романе «нет ни темы, ни мысли, ни морали, а написан он для смеха белой публики. Пора уж Зоре бросить писать псевдо-примитивы и заняться серьезным делом». Тема же и мысль романа, а особенно его мораль, заключались в Джени Крофорд, три раза менявшей мужей, чтобы найти себя, бросившей первого мужа, у которого она была рабочей скотиной, второго, у которого она была красивой вещью, и застрелившей горячо любимого третьего, чтобы спасти свою жизнь, когда он заболел бешенством, заразившись от больной собаки, и в безумии стал ее убивать. И вот она сидит на веранде, не сломленная, не жалкая, но преисполненная внутренним опытом, и рассказывает приятельнице о своей жизни, заканчивая рассказ словами: «Есть две вещи, которые каждый должен делать сам: идти к Богу и учиться жить, не цепляясь за других». Пожалуй, впервые героиня американской литературы сама определила себя через мужчину, а не была определена им. Впервые на страницах романа появилась женщина, с которой радостно было (по признанию американских читательниц) себя идентифицировать. Вскоре после выхода в свет книги и после жестокой критики роман и его автор были забыты. Херстон была предвестницей женского движения, чьи книги, включая ее автобиографию «Пыльные следы на дороге» (1942), вдохновили и оказали влияние на таких современных авторов, как Элис Уокер и Тони Моррисон.
 
Зора умерла на родном юге в доме призрения неимущих, но спустя 30 лет блистательно воскресла, чтобы стать во главе целой плеяды талантливых писательниц. Элис Уокер нашла ее безымянную могилу во Флориде и положила на ней надгробный камень с надписью «Зора Нил Херстон. Гений юга. Писатель, фольклорист, антрополог».
   
Источник
   
Фильм по роману "Их глаза видели бога"

     
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting
Page generated Jul. 15th, 2025 07:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios